Страницы
- Главная страница
- Читаем дома
- Речь дошкольника
- Речевые нарушения
- Фонематический слух
- Артикуляционная гимнастика
- ПОРТФОЛИО
- Дыхательная гимнастика
- Автоматизация поставленных звуков
- О детях с ОВЗ
- Методическая страничка
- КОНСУЛЬТАЦИИ логопеда
- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
- ПОВТОРИТЕ ДОМА
- ФОП и ФАОП
- Учим СТИХИ вместе
23 октября 2023
Тема недели (23.10 - 27.10) : НАШ БЫТ - МЕБЕЛЬ
22 октября 2023
«Дар слова», или «словесный инстинкт», – так называет К. Д. Ушинский явление чувства языка.
Есть такое понятие "чувство языка" - это феномен интуитивного владения языком. Проявляется в понимании и использовании лексических, грамматических и других конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении.
Взрослый человек, не зная правил, находит нужное решение за доли секунды. Это касается и нормотипичных детей, их способности верно находить решение в общении.
Откуда берется "чувство языка"? Прежде всего, из опыта длительного использования языка: чтения, письма. В этом случае мозг вынужден обрабатывать огромное количество языковой информации в ее звуковом и графическом отображении.
У ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями, не умеющего писать, читать, тоже есть это «чувство языка». НО его нужно целенаправленно развивать, без развития оно постепенно угасает.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ происходит через такие игры, как:
1) Игра "Мой? Моя? Моё? Мои?"
Например, по теме "Одежда" - предложите ребенку выбрать из всех предметов одежды только те, про которые можно сказать "МОЙ" (мой свитер, мой пиджак, мой плащ, мой сарафан).
Затем предложите найти все предметы одежды, про которые можно сказать "МОЯ" (моя кофта, моя футболка, моя куртка, моя шуба).
Аналогично, "МОЁ" (моё платье, моё пальто)
Аналогично, "МОИ" (мои носки, мои перчатки, мои варежки)
2) Игра "Один - Много"
По теме "Одежда" - предложите ребёнку поиграть и представить магазин одежды...
У тебя одна футболка, а в магазине много футболок;
... одна куртка - ... много курток;
... одна шуба - ... много шуб;
У тебя один сарафан, а в магазине много сарафанов;
... один плащ - много плащей;
и так далее...
3) Игра "Чего не стало?"
По теме "Одежда" - предложите ребёнку поиграть в прятки. Разложите 5-8 предметов одежды (можно картинки), попросите назвать и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а вы убираете один предмет. Ребёнок отвечает на вопрос "Чего не стало? (не стало кофты, не стало футболки, не стало платья, ... сарафана, ... перчаток, ... варежек).
и так далее ...
4) Игра "1 - 2 - 5"
Предложите ребёнку "подружить" цифры с предметами одежды и назвать:
один плащ - два плаща - пять плащей
один носок - два носка - пять носков
одна кофта - две кофты - пять кофт
одно платье - два платья - пять платьев;
и так далее...
!!! Будьте внимательны, хитрое слово:
одно пальто - два пальто - пять пальто 😉
!!! Обратите внимание, в этих играх решается несколько задач:
- расширяется или актуализируется словарь,
- совершенствуется грамматика,
- развивается диалогическая речь,
- игровая деятельность и мышление!!!