Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад нарушенного звука разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.
Артикуляционная гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи.
Проводить её следует по 3-5 минут несколько раз в день,
каждый день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребёнку, что и как делать.
Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Взрослый показывает упражнение, а
ребёнок делает под его контролем.
При выполнении упражнений особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом.
Внятность и чёткость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому для того, чтобы речь была правильной и красивой, важно следить за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивать стоматологические заболевания.
Наиболее активно в образовании звуков участвует язык. От его положения какую форму он принимает - распластан он и образует желобок или кончик языка сужен и касается верхних резцов, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. В тоже время правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Упражнения артикуляционной гимнастики для детей (нажмите ещё и здесь)