Дыхательная гимнастика

!!! Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов:

👉 достаточная сформированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов),

👉 активность ребёнка, хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика

👉 пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание.

Правильное речевое дыхание обеспечивает чёткую дикцию, произношение звуков, за счёт нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности.

 👄💨

Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

!!! Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:

- заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов;

- одежда не должна сковывать движения;

- не заниматься сразу после приема пищи;

- при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;

- сопроводительный текст произносит взрослый.

!!! Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длинным и плавным;

- щеки не надувать;

- дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова).

!!! Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений


 «Дует с горки ветерок»

Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта: теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.


 «Попьем»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.


«Машина»

Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.

Ехал, ахал, до реки доехал.

Как перебраться на другой берег?

Кругом вода, одна вода.

Поплыл на лодочке туда.

Бегает в калошах

Быстрее, чем лошадь.


«Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.


 «Песенка воды»

Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.

 Квакают у ручья лягушки:

«Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».


«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.

 

«Холодный ветер»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.

«Зимой ветер был холодный, неласковый Вот такой».

 

«Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

«А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой».

 

«Душистый цветок»

Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:

Ах, как приятно пахнет!

А кто это летит –

Крылышками машет,

Над цветочком пляшет?

 

«Пар»

 

Несколько раз подряд произнеси звук П.

«В нем вода бурлит, кипит.

«Буль-буль», - нам говорит.

 

«Зайчишка - трусишка»

Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Взрослый произносит текст:

В животе у зайки пусто.

Где б найти ему капусту?

Ребята, давайте зайчика угостим: «На, зайчик, капусту».

 

«Ежик фыркает»

Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый еж!

 

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

 

«Шторм в стакане»

Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 

Ещё УПРАЖНЕНИЯ на выработку правильного речевого дыхания

 

1.  Рекомендуется сдувать бумажные снежинки, снежинки из ваты со стола, с руки;

2.  Дуть на легкие предметы, шарики, карандаши. 

Игра «Живые предметы» - положить выбранный вами предмет на ровную поверхность (стол).  Подуть на предмет, он покатится по направлению воздушной струи;

3.  Можно поиграть в игру «Листопад» - вырезать из цветной бумаги осенние листья, и устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам - с ладони. Аналогично можно провести игру «С бабочками»;

4.  Приводить в движения плавающие предметы в тазике с водой – уточки, кораблики, бумажные лодочки;

5.  Дуть на султанчики («Ветерки»), сдувать тычинки с созревших одуванчиков;

6.   Предложить ребенку задуть горящую свечу.

7.  Играть на детских инструментах – дудочках, губных гармошках, трубочках;

8.  Надувать воздушные пузыри;

9.  Дуть в соломинку  для коктейля.  Игра «Шторм  в стакане»