!!! Для успеха коррекционной логопедической работы
необходима совокупность целого ряда факторов:
👉 достаточная сформированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов),
👉 активность ребёнка, хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика
👉 пространственная ориентировка, а также
правильно поставленное дыхание.
Правильное
речевое дыхание обеспечивает чёткую дикцию,
произношение звуков, за счёт нормального звукообразования, достаточной
громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности.
Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный,
плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную
воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые
звуки.
!!! Следует напомнить, что при постановке
правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:
- заниматься в
хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов;
- одежда не
должна сковывать движения;
- не заниматься
сразу после приема пищи;
- при
заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;
-
сопроводительный текст произносит взрослый.
!!! Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:
- воздух
набирать через нос;
- плечи не
поднимать;
- выдох должен
быть длинным и плавным;
- щеки не
надувать;
- дозировать
выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова).
!!! Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений
«Дует с горки ветерок»
Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта: теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.
Ветер
дует-задувает,
Но
ребят он не пугает.
Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух.
Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить
упражнение.
Пьет
апельсиновый сок
Из
трубочки мамин сынок.
«Машина»
Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так,
чтобы они начали вибрировать.
Ехал,
ахал, до реки доехал.
Как
перебраться на другой берег?
Кругом
вода, одна вода.
Поплыл
на лодочке туда.
Бегает
в калошах
Быстрее,
чем лошадь.
«Парашют»
Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на
комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.
Тучек нет на горизонте,
Но
раскрылся в небе зонтик.
Через
несколько минут
Опустился
парашют.
Длительно произносить звук С. При этом губы сложить
в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции
поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям
проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.
«Течет,
течет - не вытечет,
Бежит,
бежит – не выбежит».
«Греем ручки»
Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести
их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей:
«Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.
«Холодный ветер»
Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись,
длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю
воздуха.
«Зимой
ветер был холодный, неласковый Вот такой».
«Теплый ветерок»
Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в
виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить
теплую струю воздуха.
«А теперь
ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветам
расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он
какой».
«Душистый цветок»
Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох
носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:
Ах,
как приятно пахнет!
А
кто это летит –
Крылышками
машет,
Над
цветочком пляшет?
«Пар»
Несколько раз подряд произнеси звук П.
«В
нем вода бурлит, кипит.
«Буль-буль»,
- нам говорит.
«Зайчишка - трусишка»
Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот.
Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при
вдохе и уменьшением при выдохе.
Взрослый
произносит текст:
В
животе у зайки пусто.
Где
б найти ему капусту?
Ребята,
давайте зайчика угостим: «На, зайчик, капусту».
«Ежик фыркает»
Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого
верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.
У
меня в иголках шерстка
И
в норе запасов горстка.
Лучше
ты меня не дрожь!
Я
– колючий серый еж!
«Футбол»
Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте
на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на
мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.
«Шторм в стакане»
Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с
чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой
опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила.
Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Ещё УПРАЖНЕНИЯ на выработку правильного речевого
дыхания
1.
Рекомендуется сдувать бумажные снежинки, снежинки из ваты со стола, с
руки;
2. Дуть на
легкие предметы, шарики, карандаши.
Игра
«Живые предметы» - положить выбранный вами предмет на
ровную поверхность (стол). Подуть на
предмет, он покатится по направлению воздушной струи;
3. Можно
поиграть в игру «Листопад» -
вырезать из цветной бумаги осенние листья, и устроить листопад дома, сдувая
листочки аналогично снежинкам - с ладони. Аналогично можно провести игру «С
бабочками»;
4. Приводить
в движения плавающие предметы в тазике с водой – уточки, кораблики, бумажные
лодочки;
5. Дуть на
султанчики («Ветерки»), сдувать тычинки с созревших одуванчиков;
6.
Предложить ребенку задуть горящую свечу.
7. Играть на
детских инструментах – дудочках, губных гармошках, трубочках;
8. Надувать
воздушные пузыри;
9. Дуть в соломинку для коктейля. Игра «Шторм в стакане»