1 сентября 2023 года
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ в НОРМЕ
Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.
Особенности развития речи 5 – 6 лет
Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.
Фонетика: произношение звуков
Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.
Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.
Словарный запас дошкольников
Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.
Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.
Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.
Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.
Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.
Грамматический строй речи
В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.
Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).
Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).
Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.
Связность речи
Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.
Норма развития речи у ребенка 6 лет
В этом возрасте характерны следующие особенности:
- Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
- Дети выговаривают все звуки;
- Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
- Словотворчество «отмирает»;
- Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
- Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
- Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
- Развитие связной речи 5 – 6 лет.
Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.
Игры на развитие речи дома
Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:
- Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
- Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
- Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
- Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
- Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
- Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
- Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
- Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
- Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
- Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку.
В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.
Симптомы задержки развития речи у детей 5 – 6 лет
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят, если речь ребенка 6 лет сильно отстает от возрастных норм. Вот по каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи:
- Скудный словарный запас: менее 2500 слов;
- Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;
- Не может выделить главное в рассказе;
- Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет;
- Не выговаривает звуки;
- Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания;
- Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ в
НОРМЕ
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у
большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое
смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове
находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности
и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу
голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить
шепотом.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
Становится возможным к пяти годам узнавание звука в
слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие
формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года
жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только
отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова
перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.
Ученые, занимающиеся вопросами обучения грамоте,
единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок
не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них
содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы
анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в
слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит
слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
В четыре года при соответствующих условиях дети
относительно легко справляются с задачей звукового анализа и довольно быстро
приобретают это умение. Неумение выделять звуки в слове не является возрастной
особенностью четырехлетнего ребенка, а связано только с тем, что такой задачи
никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не
испытывает в этом необходимости.
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению
слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они
получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка —
балка, мишка — мышка).
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Количество слов растет,
к концу года составляет примерно 3000
слов. Увеличивается количество местоимений,
наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается не только в
обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых
слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть
достигают второй степени обобщения
(вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый
часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка).
Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, так как,
чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей
каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них
признак. Таким признаком является прежде всего назначение предмета. Дети
начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном
словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они
усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный
запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
Дальнейшее развитие получает в данном возрасте словотворчество, появляющееся еще до
четырех лет, так как процесс усвоения морфемной системы еще не завершился.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает
основные грамматические формы: предложно-падежные
формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен
прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий.
Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных
падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.
К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с
союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную
часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»).
Появляются предложения с однородными
обстоятельствами.
Усложнение высказывания, увеличение количества слов в
предложениях может привести к большему количеству грамматических ошибок:
неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным
согласованиям прилагательных с существительными в косвенных падежах.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов,
им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.
Дети умеют не только слушать и понимать приказания и
просьбы взрослого, но и свободно
разговаривать друг с другом, рассказывать
о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего
дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной
жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном
событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Дети также начинают рассказывать не только о том, что
видят и слышат, но и о том, над чем
думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего
дошкольного возраста является постоянное сочетание
действия и речи.
Заметно это становление на увеличивающейся возможности
детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении
производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство).
Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.
ИТОГИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
v Качественный скачок в овладении связной речью: дети
способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и
логической последовательности.
v Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая,
сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей
деятельности.
v Значительно обогатился словарный запас, дети
пользуются словами второй степени обобщения.
v Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при
построении сложных предложений.
v Звукопроизношение полностью нормализовалось.
v Появляется способность к выделению звука из слова, то
есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова
перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
v Дети способны менять произвольно громкость голоса,
умеют воспроизводить различные интонации.
- поддерживает непринужденную беседу, умеет задавать вопросы, правильно отвечает на них;
- последовательно пересказывает небольшие литературные произведения без помощи взрослого;
- самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, из личного опыта, передает хорошо знакомые события;
- умеет составлять загадки – описания.