Речь дошкольника

1 сентября 2023 года

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ в НОРМЕ

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.

Особенности развития речи 5 – 6 лет

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Грамматический строй речи

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
  2. Дети выговаривают все звуки;
  3. Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
  4. Словотворчество «отмирает»;
  5. Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
  6. Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
  7. Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
  8. Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Игры на развитие речи дома

Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:

  1. Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
  2. Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
  3. Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
  4. Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
  5. Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
  6. Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
  7. Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
  8. Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
  9. Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
  10. Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку.

В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.

Симптомы задержки развития речи у детей 5 – 6 лет

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят, если речь ребенка 6 лет сильно отстает от возрастных норм. Вот по каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи:

  • Скудный словарный запас: менее 2500 слов;
  • Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;
  • Не может выделить главное в рассказе;
  • Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет;
  • Не выговаривает звуки;
  • Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания;
  • Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.


ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ в НОРМЕ

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошколь­ным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Становление нормального звукопроизношения завер­шается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА

Дети улавливают в речи взрослых различные интонаци­онные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказ­ку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содер­жания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть раз­виваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.

Ученые, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребе­нок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

В четыре года при соответствующих условиях дети относительно легко справляются с задачей звукового анализа и довольно быстро приобретают это умение. Неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью четырехлетнего ребенка, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости.

Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они по­лучают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наре­чий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно­сочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка). Переход к обобщениям представляет для детей определен­ную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необ­ходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является прежде всего назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Дальнейшее развитие получает в данном возрасте словотворче­ство, появляющееся еще до четырех лет, так как процесс усвоения морфемной системы еще не завершился.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное упот­ребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согла­сования числительных с существительными в косвенных падежах. Упот­ребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчинен­ными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предло­жениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным согласованиям прилагательных с существи­тельными в косвенных падежах.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.

Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказы­вать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска­зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме­няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин­ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возра­ста является постоянное сочетание действия и речи.

Заметно это становление на увеличивающейся возможности де­тей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на уме­нии производить сравнение предметов (легче детям находить раз­личия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.

ИТОГИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

v Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной времен­ной и логической последовательности.

v Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращен­ная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

v Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.

v Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при постро­ении сложных предложений.

v Звукопроизношение полностью нормализовалось.

v Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

v Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют вос­производить различные интонации.


ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
 
Ребёнок старшего дошкольного возраста доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. 
Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребёнка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. 
В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребёнка способствует обогащению его словаря.
В дошкольном возрасте ребёнок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов.
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребёнок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребёнок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Достаточный словарный запас позволяет участвовать в беседе, поддерживать разговор. За год запас слов, используемых ребёнком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок еще далёк от свободного пользования словами: наблюдаются недочёты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребёнок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 - 6 лет ребёнок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребёнка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Кроме предметного окружения, ребёнок осваивает социальный мир: он знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Краткая характеристика речи детей: 

Словарный запас:
К 6 годам словарь ребёнка увеличивается до 3000 – 3500 слов.   Необходимо, чтобы ребёнок  вникал  в смысл слов и усваивал устойчивые словосочетания, доступные для его понимания («на скорую руку», «ни свет – ни заря» и т.д.), а также  употреблял образные слова и выражения в речи.
Ребёнок правильно произносит многосложные слова (например, электричество, аквариум, микроволновка и т.д.)
Ребёнок знает фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес;
Классификация предметы (посуда – столовая, чайная, кухонная);
Подбирает слова со сходным значением (снег таит – оттепель);
Притяжательные прилагательные ( лисий, девочкин)
Однокоренные слова по темам (снег – снежный, заснеженный, снегурочка, снежок и т.д.)

Грамматический строй речи:
Усваивает основные закономерности изменения слов и соединяет слова в  предложения.  Но иногда встречается ошибки в изменении  слов по падежам («У меня нет перчаткОВ»)
Умеет пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, метро);
Использует разные способы образования слов (сахарница, хлебница, масленка).

Звукопроизношение:
В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органического поражения головного мозга к 6 годам ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и  правильно употребляет их в речи. Если у ребёнка сохраняются нарушения речи, то он нуждается в помощи логопеда.

Связная речь:
  • поддерживает непринужденную беседу, умеет задавать вопросы, правильно отвечает  на них;
  • последовательно пересказывает небольшие литературные произведения без помощи взрослого;
  • самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, из личного опыта, передает хорошо знакомые события;
  • умеет составлять загадки – описания.