Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение.
Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы. Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.
Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.
Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
Важно уделять внимание следующих моментам:
- Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
- Регулировка силы голоса.
- Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
- Правильность постановки ударения в слове.
- Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
- Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
- Определение последовательного звучания слогов в слове.
- Важно уделять внимание правильной дикции.
- Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
- Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.
Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
Важно уделять внимание следующих моментам:
- Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
- Регулировка силы голоса.
- Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
- Правильность постановки ударения в слове.
- Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
- Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
- Определение последовательного звучания слогов в слове.
- Важно уделять внимание правильной дикции.
- Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
- Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.
Знакомство со звуковым анализом слова
Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.
Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.
При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.
Обучение звуковому анализу слова предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
- определение места звука в слове.
В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.
Звуковой разбор слова
Первый этап звукового разбора слова – это правильная постановка ударения. Далее нужно разделить слово на слоги и определить, сколько в нем звуков и букв. После этого можно переходить к последовательному анализу каждого звука. Затем считаем, сколько в слове гласных и согласных букв.
Для дошкольников лучше выбирать одно- или двухсложные слова, постепенно усложняя задачу, переходя к более сложным словам.
Чтобы задание лучше воспринималось ребенком, лучше использовать наглядный материал (карточки) и цвет (гласные и согласные буквы обозначаются разными цветами).
Вот пример использования:
- Красный цвет – это гласные звуки.
- Синий цвет – твердые согласные.
- Зеленый цвет – мягкие согласные.
Помимо этого, понадобятся карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги.
Чтобы провести звуковой разбор слова, важно придерживаться схеме, которую используют все педагоги, обучающие грамоте.
Порядок разбора следующий:
- Слово нужно произнести вслух, делая правильное ударение. Подобное проговаривание должно происходить в форме игры, чтобы дети лучше усваивали материал.
- Пишем фонетическую транскрипцию. При оформлении графического звучания слов, необходимо учитывать определенные особенности звучания звуков. В частности, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
- Слово нужно будет разделить на доступное количество слогов. Нужно учитывать, что количество слогов в слове будет соответствовать количеству гласных звуков.
- После выделения слогов в слове, нужно поставить ударение.
- Далее нужно охарактеризовать все звуки (согласные – мягкие, звонкие, глухие или твердые; гласные – ударные и безударные).
- Следующий шаг – указываем количество звуков и количество букв. Учитывайте, что часто их количество может не совпадать. К примеру, уже упомянутые Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а мягкий и твердый знак не оформляются звуками.
Характеристики гласных и согласных звуков
В русском языке 6 гласных звуков – А, У, О, И, Э, Ы. На схемах они чаще всего обозначаются красным цветом.
Гласных букв – 10. Это буквы, соответствующие вышеуказанным звукам, и йотированные, которые обозначают 2 звука – Е, Ё, Ю, Я:
в начале слова;
после гласного звука;
после мягкого и твердого знаков.
В остальных случаях йотированные гласные обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О). Гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость согласных звуков.
Глухие согласные звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Всегда глухие (непарные) согласные: Ч, Ц, Ч, Щ.
Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.
Начало обучения грамоте и знакомству ребенка с особенностями звукового произношения – это очень важный процесс, который нужно начинать обдуманно, принимая во внимание психологическую и возрастную подготовленность ребенка. Очень важно использовать элементы игры при обучении детей звуковому анализу слов – такой подход является наиболее оптимальным, потому что он способствует сохранению интереса к занятиям.