16 мая 2022

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

 Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

  1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
  3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
  4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
  5. Способен ли ваш ребенок хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
  6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
  7. Всегда ли убирает игрушки и личные вещи на место?
  8. Умеет ли считать до 20 и обратно?
  9. Может ли сравнивать числа и предметы?
  10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
  11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
  12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
  13. Может ли обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь)?
  14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?
  15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
  16. Знает ли все буквы?
  17. Декламирует стихи и рассказывает сказки с трудом и без всякого удовольствия.
  18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
  19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
  20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
  21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
  22. Может ли ваш ребенок собрать картинку, разрезанную на несколько частей?
  23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки»«книга — страницы»)?
  24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом:

  • если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу
  • если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15-19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

18 января 2022

ЭТИКЕТ: Что означает приветствие?

Еще когда человечество развивалось и разрасталось по всей земле, когда открывались континенты, и люди с разных берегов морей и океанов знакомились друг с другом, им нужно было как-то обозначить то, что является для них самым важным. Приветствие олицетворяет менталитет, взгляды на жизнь, при встрече люди оказывают друг к другу внимание различными жестами и выражениями лица, а порой и слова несут в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.

ХОЧЕШЬ узнать о приветствиях в разных странах? СМОТРИ ЗДЕСЬ



17 января 2022

Звуковой анализ слов для дошкольников

 Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. 

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы. Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.

Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Звуковой разбор слова

Первый этап звукового разбора слова – это правильная постановка ударения. Далее нужно разделить слово на слоги и определить, сколько в нем звуков и букв. После этого можно переходить к последовательному анализу каждого звука. Затем считаем, сколько в слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников лучше выбирать одно- или двухсложные слова, постепенно усложняя задачу, переходя к более сложным словам.

Чтобы задание лучше воспринималось ребенком, лучше использовать наглядный материал (карточки) и цвет (гласные и согласные буквы обозначаются разными цветами).

Вот пример использования:

  • Красный цвет – это гласные звуки.
  • Синий цвет – твердые согласные.
  • Зеленый цвет – мягкие согласные.

Помимо этого, понадобятся карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги.

Чтобы провести звуковой разбор слова, важно придерживаться схеме, которую используют все педагоги, обучающие грамоте.

Порядок разбора следующий:

  • Слово нужно произнести вслух, делая правильное ударение. Подобное проговаривание должно происходить в форме игры, чтобы дети лучше усваивали материал.
  • Пишем фонетическую транскрипцию. При оформлении графического звучания слов, необходимо учитывать определенные особенности звучания звуков. В частности, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  • Слово нужно будет разделить на доступное количество слогов. Нужно учитывать, что количество слогов в слове будет соответствовать количеству гласных звуков.
  • После выделения слогов в слове, нужно поставить ударение.
  • Далее нужно охарактеризовать все звуки (согласные – мягкие, звонкие, глухие или твердые; гласные – ударные и безударные).
  • Следующий шаг – указываем количество звуков и количество букв. Учитывайте, что часто их количество может не совпадать. К примеру, уже упомянутые Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а мягкий и твердый знак не оформляются звуками.

Характеристики гласных и согласных звуков

В русском языке 6 гласных звуков – А, У, О, И, Э, Ы. На схемах они чаще всего обозначаются красным цветом.

Гласных букв – 10. Это буквы, соответствующие вышеуказанным звукам, и йотированные, которые обозначают 2 звука – Е, Ё, Ю, Я:

в начале слова;

после гласного звука;

после мягкого и твердого знаков.

В остальных случаях йотированные гласные обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О). Гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость согласных звуков.

Глухие согласные звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Всегда глухие (непарные) согласные: Ч, Ц, Ч, Щ.

Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.

Начало обучения грамоте и знакомству ребенка с особенностями звукового произношения – это очень важный процесс, который нужно начинать обдуманно, принимая во внимание психологическую и возрастную подготовленность ребенка. Очень важно использовать элементы игры при обучении детей звуковому анализу слов – такой подход является наиболее оптимальным, потому что он способствует сохранению интереса к занятиям.
















11 октября 2021

"Речевая готовность будущего первоклассника"

                                                                                                      «Речь – это орудие, с помощью

которого человек мыслит и выражает свои мысли.»

С.Л. Рубинштейн

Каждый из вас хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что нужно сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители.

20 сентября 2021

Речь дошкольника

"Ехал Глека челес леку"

Ребенок 5–7 лет доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.  Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников.

24 мая 2021

Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка неправильного произношения.

Автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи. На этапе автоматизации происходит  выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.

17 мая 2021

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке:
- усиливает кровообращение, 
- развивает гибкость органов речевого аппарата, 
- укрепляет мышцы лица. 

Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. ⠀

Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? 

Правильный ответ весело и с удовольствием

Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.





26 апреля 2021

Lego - ЭТО МЫ!

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

«Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

собственного потенциала» Ж. Пиаже

Читать статью...

01 марта 2021

РОИТЕЛЯМ О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

                                                                                                                                   (М. Горький)

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Читать далее...


08 февраля 2021

ЧТО ПРОИСХОДИТ В МОЗГЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА, 

КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ ЕМУ КНИГУ

«Хочу сказку про трех медведей!»

Современные родители стоят перед выбором, как именно выполнить эту просьбу. Можно прочитать книжкупосмотреть мультфильмпослушать аудиокнигу.

Недавно опубликованное исследование рассказывает о том, что происходит в мозге вашего ребёнка в каждой из этих ситуаций. Читать консультацию