20 сентября 2022

Тема недели КРАСКИ ОСЕНИ

 Образовательные и коррекционно-развивающие задачи: 

- Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
- Уточнение и расширение словаря по теме "Осень".
- Активизация речевой деятельности.
- Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
- Формирование длительного плавного выдоха.
- Развитие артикуляционной и общей моторики.

Для лучшего усвоения изученного материала, повторите дома:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "Разыгра":

Девочки и мальчики, 
Где же ваши пальчики? 
Пришли пальчики с утра 
В гости к тёте Разыгра.
На скамеечке сидели
И в окошечко глядели. 
Напилися чаю, чаю-разыграю. 
Солнышку ладошку
Погладили немножко.
Пальчики подняли, 
Лучиками стали!

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Ходит осень в нашем парке. 
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине, 
Фартук розовый - осине, 
Зонтик жёлтый  - тополям, 
Фрукты осень дарит нам.


19 сентября 2022

Добро пожаловать на страничку учителя-логопеда!

Что такое логопедическая группа

детского сада?

Уважаемые родители!


Начался новый учебный год для ваших детей в логопедической группе! 

Наверняка многие из вас задаются вопросом: "Что в этой группе особенного, чем она отличается от других?"

Логопедическая группа детского сада - это специализированная группа, в которую зачисляют детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) при нормальном слухе и сохранном интеллекте, на один, два, три года обучения (в зависимости от возраста), на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

К ТНР относят: 

1. Общее недоразвитие речи I-IV уровней речевого развития (ОНР I-IV ур.р.р.). 
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). 
3. Различные формы дизартрии
4. Моторная и сенсорная алалии. 
5. Заикание. 
6. Ринолалия. 
7. Афазия. 

Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речи, потому что страдают все системы языка: лексико-грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение, понимание речи.

Дизартрия – тяжелое речевое нарушение и неврологический диагноз. Это нарушение иннервации (обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата.

Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда (и других смежных специалистов). Некоторые родители понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Но иногда логопеду приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5-ти летних детей не подозревают о последствиях, считая, что у их ребенка все в порядке или само нормализуется к школе.

Наиболее распространёнными и заметными для родителей, несомненно, являются нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в пропусках, заменах звуков, их смешении или искажённом произношении. Также довольно распространены нарушения грамматического строя речи (неправильное употребление окончаний слов, пропуск и замена предлогов, нарушение согласования слов в роде и числе и т.д.), малый словарный запас с неточным значением многих слов, искажения слоговой структуры слов (мотолок, бебезяна) и слабо развитая связная речь.

Занятия в логопедической группе 

способствуют постепенному развитию 

всех компонентов речи:

• правильному произношению звуков и применению их в различных ситуациях;
• расширению и обогащению словарного запаса детей;
• выполнению звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов, необходимых для успешного обучения чтения и письму;

• развитию связной речи и обучению грамоте.

Штат группы: учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя.

 Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения.

В нашей группе фронтальные занятия проходят ежедневно с 9-00. Важно !!! приходить на занятие вовремя, а лучше заранее. Чтобы ребенок мог спокойно попрощаться с родителями, немного осмотреться и поиграть. Расписание занятий. 

 Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада. В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.

На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико - грамматические категории родного языка (образование множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов и многое другое) развивают связную речь (учатся правильно формулировать ответ на вопрос, строить предложением, пересказывают рассказы, придумывают свои рассказы сказки, составляют описательные рассказы). Развитие фонематического слуха подразумевает занятия, на которых дети учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки.

Для каждого ребенка будет заведена тетрадь взаимосвязи «Логопед - родитель», где учитель-логопед даёт родителям рекомендации по работе с детьми дома. Логопедическая группа дает качественную подготовку детям к школьному обучению.

Логопед – это педагог, который помогает детям (и взрослым) компенсировать различные нарушения речи. 

Залогом успеха коррекционной работы является комплексный подход:

медикаментозное лечение (по показаниям врача невролога, психиатра);

- чёткое выполнение рекомендаций логопеда;

регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

- выполнение методических рекомендаций (домашних заданий);

контроль за речью ребенка!

Дорогие родители, помните! 

Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием!

Поэтому:

·                старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;

·                поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;

·                не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;

·                тем не менее, заниматься следует систематически  - 2-3 раза в неделю;

·                дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент — все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, ускорит и улучшит результат!

 

27 мая 2022

Нескучные задания на лето

 

НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(для детей подготовительной к школе группе)

       Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

1.            Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2.            Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

1.            Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?)

2.     Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3.     Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4.     Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5.     Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6.     Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

7.     Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

8.     Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

1.     Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2.     Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

3.     Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4.     Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5.     Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия, которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

6.     Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7.     Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).

Научись выговаривать: помидоры, свисток, аквариум, лекарство, подснежник, аккумулятор, пятиэтажный, шестнадцатиэтажный, напоминали, сковорода, милиционер, перекрёсток, остановка, велосипедист, тракторист, мотоциклист.

Повтори предложения без ошибок: Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрёстке.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1.     Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял, где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть …)

2.     Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы): стол – столик, кукла – куколка, дом - …, яблоко,

3.     Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

4.     Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5.     Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - ….

6.     Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?).

7.     У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки.

8.     Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9.     Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10.  Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

Закончи предложения: Стол – мебель, а вилка - … Шуба – одежда, а сапоги - …. Комар – насекомое, а верблюд – … Белка – зверёк, а воробей - … Чашка – посуда, машина - …..

1.     Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.     Сочиняйте стихи, рифмы.

3.     Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.     Игра в слова:  «Назови все свои игрушки», «Придумай слова, которые обозначают транспорт», «Назови цвета», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.     Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

Составь предложения: Кире, мама, бублики, дала, булки, и.

Саша, санки, новые, несёт.

Мама, валенки, Вике, купила.

Кисель, пила, сладкий, Оля.

Коробки, нитки, в, иголки, и.

Яблоки, любит, Лена, кислые.

Вставь в предложение нужный предлог: Книга лежит ….. полке. Пёс сидит ….. будки. Мяч лежит … диваном. Кот залез … коробку. Мама достала продукты ….. сумки. Я иду …. магазин. Братишка выглядывает ………. двери.

1.     Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2.     Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3.     Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.     Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5.     Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6.     Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.

Придумай рассказ «Интересный случай летом».

Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу.

 

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!


23 мая 2022

Рекомендации логопеда выпускникам

Рекомендации логопеда выпускникам

   Подходит к концу учебный год, очень важный как для родителей, так и для детей. 

   Спасибо родителям, которые оказали огромную помощь, вникая в образовательный процесс и активно помогая детям справиться с речевыми проблемами. 

   В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. Почти у всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. 

      Перед тем, как дети уйдут из детского сада, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации

   Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить. Всё придётся начинать сначала (а это уже только платно. В большинстве школ логопедов нет). 

    Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь: в ней есть речевой материал, который необходимо повторять. Можно приобрести некоторые логопедические книги и закреплять звуки с помощью игр (обратитесь за рекомендациями лично). Можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку (не забывая следить за правильным произношением звуков!)

     Не стоит забывать и о художественных книгах. Прочитайте ребёнку сказку, рассказ, а он пусть перескажет его, выразит мнение о поступках героев, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

   Во время поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. 

     Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели на наших занятиях. 

   Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. 

     Закрепление звуков в речи – тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Формируется привычка правильного произношения.

Хорошего отдыха перед школой!!!


16 мая 2022

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

 Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

  1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
  3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
  4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
  5. Способен ли ваш ребенок хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
  6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
  7. Всегда ли убирает игрушки и личные вещи на место?
  8. Умеет ли считать до 20 и обратно?
  9. Может ли сравнивать числа и предметы?
  10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
  11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
  12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
  13. Может ли обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь)?
  14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?
  15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
  16. Знает ли все буквы?
  17. Декламирует стихи и рассказывает сказки с трудом и без всякого удовольствия.
  18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
  19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
  20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
  21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
  22. Может ли ваш ребенок собрать картинку, разрезанную на несколько частей?
  23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки»«книга — страницы»)?
  24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом:

  • если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу
  • если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15-19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

18 января 2022

ЭТИКЕТ: Что означает приветствие?

Еще когда человечество развивалось и разрасталось по всей земле, когда открывались континенты, и люди с разных берегов морей и океанов знакомились друг с другом, им нужно было как-то обозначить то, что является для них самым важным. Приветствие олицетворяет менталитет, взгляды на жизнь, при встрече люди оказывают друг к другу внимание различными жестами и выражениями лица, а порой и слова несут в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.

ХОЧЕШЬ узнать о приветствиях в разных странах? СМОТРИ ЗДЕСЬ



17 января 2022

Звуковой анализ слов для дошкольников

 Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. 

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы. Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.

Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Звуковой разбор слова

Первый этап звукового разбора слова – это правильная постановка ударения. Далее нужно разделить слово на слоги и определить, сколько в нем звуков и букв. После этого можно переходить к последовательному анализу каждого звука. Затем считаем, сколько в слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников лучше выбирать одно- или двухсложные слова, постепенно усложняя задачу, переходя к более сложным словам.

Чтобы задание лучше воспринималось ребенком, лучше использовать наглядный материал (карточки) и цвет (гласные и согласные буквы обозначаются разными цветами).

Вот пример использования:

  • Красный цвет – это гласные звуки.
  • Синий цвет – твердые согласные.
  • Зеленый цвет – мягкие согласные.

Помимо этого, понадобятся карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги.

Чтобы провести звуковой разбор слова, важно придерживаться схеме, которую используют все педагоги, обучающие грамоте.

Порядок разбора следующий:

  • Слово нужно произнести вслух, делая правильное ударение. Подобное проговаривание должно происходить в форме игры, чтобы дети лучше усваивали материал.
  • Пишем фонетическую транскрипцию. При оформлении графического звучания слов, необходимо учитывать определенные особенности звучания звуков. В частности, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  • Слово нужно будет разделить на доступное количество слогов. Нужно учитывать, что количество слогов в слове будет соответствовать количеству гласных звуков.
  • После выделения слогов в слове, нужно поставить ударение.
  • Далее нужно охарактеризовать все звуки (согласные – мягкие, звонкие, глухие или твердые; гласные – ударные и безударные).
  • Следующий шаг – указываем количество звуков и количество букв. Учитывайте, что часто их количество может не совпадать. К примеру, уже упомянутые Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а мягкий и твердый знак не оформляются звуками.

Характеристики гласных и согласных звуков

В русском языке 6 гласных звуков – А, У, О, И, Э, Ы. На схемах они чаще всего обозначаются красным цветом.

Гласных букв – 10. Это буквы, соответствующие вышеуказанным звукам, и йотированные, которые обозначают 2 звука – Е, Ё, Ю, Я:

в начале слова;

после гласного звука;

после мягкого и твердого знаков.

В остальных случаях йотированные гласные обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О). Гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость согласных звуков.

Глухие согласные звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Всегда глухие (непарные) согласные: Ч, Ц, Ч, Щ.

Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.

Начало обучения грамоте и знакомству ребенка с особенностями звукового произношения – это очень важный процесс, который нужно начинать обдуманно, принимая во внимание психологическую и возрастную подготовленность ребенка. Очень важно использовать элементы игры при обучении детей звуковому анализу слов – такой подход является наиболее оптимальным, потому что он способствует сохранению интереса к занятиям.