04 ноября 2022

Тема недели: ДРУЖБА. ИГРУШКИ

Матрешка

русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. 

Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. 

Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица более чем сто лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. 

А выточил ее впервые Василий Звездочкин – токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония).

Матрешка, сделанная из живого материала, выточенная и расписанная вручную, несет в себе глубокий философский смысл. Она символизирует идею мироздания, рождения, материнства, преемственности и бесконечности

Эта замечательная народная игрушка ценится педагогами и рассматривается как уникальный развивающий материал. Она сочетает в себе бочоночки-вкладыши, пособие для изучения размера (понятий большой, средний, маленький, больше, меньше), счетный материал. Матрешки бывают традиционными и сюжетными.

Сюжетные матрёшки воспроизводят персонажей известных сказок (Колобка, Курочки Рябы, Репки и других). Рассказывая ребёнку сказку и играя с матрешкой, мы тренируем его речь, моторику, логику и память.

Даже в наше время поголовной цифровизации и гаджетозависимости, учитывая засилье игрушек, сошедших с крана современных мультфильмов, я не встречала ребёнка, равнодушного к матрёшке!!!

На той неделе наши дети не только смотрели театр с использованием сюжетных матрёшек (в моём прочтении😀) по сказкам "Три поросёнка", "Маша и медведь". Но и сами попробовали обыграть сюжеты знакомых сказок. 









31 октября 2022

Тема недели (31.10.22 - 06.11.22) - ДРУЖБА. ИГРУШКИ

 На этой неделе мы планируем:

1. Обогащать предметный и глагольный словарь.

2. Обучать употреблению в самостоятельной речи личных местоимений "мой, моя, мои" и существительных единственного числа в дательном падеже.

3. Развивать навык сравнения двух-трёх предметов.

4. Учить использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Самостоятельно строить простые предложения с предлогом и без предлога.

4. Развивать фонематическое восприятие.

Пальчиковая гимнастика "Игрушки"

Учимся отгадывать загадки:

Игра "Четвёртый лишний"

☝ Рассмотрите с ребёнком эти картинки👀, попросите назвать их. Спросите, какая картинка здесь лишняя?

😀 Лишний цветок, потому что цветок - это растение, а все остальные предметы - это игрушки.

25 октября 2022

Тема недели: ТРАНСПОРТ

 Цели образовательного процесса:

1. Обогащение и активизация словарного запаса.

2. Уточнение названий игрушечного транспорта, его частей, цвета, материала.

3. Составление простого распространенного предложения.

4. Развитие слухового внимания и мелкой моторики.

  


Транспорт

☝ Рассмотрите с ребенком и назовите предметы на картинке (САМОЛЁТ, ГРУЗОВИК, АВТОБУС, МАШИНА)
☝ Попросите назвать все эти предметы одним словом (ТРАНСПОРТ)
☝ Спросите, какой транспорт можно назвать ГРУЗОВЫМ и почему?
☝ Какой транспорт называют ПАССАЖИРСКИМ?
☝ Рассмотрите грузовик, какие части есть у грузовика? (КУЗОВ, КАБИНА, КОЛЁСА, ...)

Рассмотрите "Что перепутал художник?"

☝Попросите ребёнка рассмотреть рисунки и ответить на вопрос "Что перепутал художник?" 
! Самолёт плывёт под водой, а подводная лодка летит по небу.
! У велосипеда колеса квадратные, а должны быть круглые.

Игра с мячом "Летит, едет, плывёт"👇






17 октября 2022

Тема недели: НАШ БЫТ: ДОМ. МЕБЕЛЬ

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить:  где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!
Отгадай загадку, найди отгадку на картинке:

Цели образовательного процесса:
- Обогащаем и активизируем словарный запас по теме;
Дом, дома; одноэтажный, многоэтажный; стена, пол, потолок, крыша, труба, окно.
- Учимся практически употреблять множественное число слова "дом";
- Учимся различать понятия "большой-маленький", "высокий-низкий";
- Учимся составлять простые предложения с предлогом в;
"Я живу в одноэтажном доме", "Я живу в многоэтажном доме".
- Развиваем мелку моторику рук.

 Игровое упражнение "Назови ласково"
Договоритесь, что вы будете бросать мяч ребёнку и называть слово, а он, возвращая вам мяч, называет это же слово ласково:
ДОМ - ДОМИК, ОКНО - ОКОШЕЧКО, СТЕНА - СТЕНКА, ПОТОЛОК - ПОТОЛОЧЕК, СТУЛ - СТУЛЬЧИК, СТОЛ - СТОЛИК, ДИВАН - ДИВАНЧИК, КРЕСЛО - КРЕСЕЛКО.

Закрепите обобщающее понятие мебель. Попросите вспомнить другие предметы мебели.
  
Гуляя на улице, понаблюдайте, какие предметы можно назвать "высокими" или "низкими": 
папа высокий, а сынок\доченька низкий(ая);
высокий дом, а гараж низкий; 
дерево высокое, а трава низкая;
забор высокий, а скамейка низкая и т.д.

14 октября 2022

Тема недели: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ


 ПОТЕШКА – это весёлая народная песенка. 

Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо).

Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.

В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики.

Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Повторяйте вместе с нами ПОТЕШКУ для умывания:


 

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"
Цели игры: 
- актуализация и расширения словарного запаса по теме недели; 
- развитие сенсорного опыта детей (учить угадывать на ощупь знакомые предметы, определять и называть их тактильные свойства (большой-маленький, твёрдый-мягкий, гладкий-шершавый и т.д.);
- совершенствование грамматического строя речи ("Чем чистим зубы? - зубной пастой и зубной щеткой - образование существительных в творительном падеже)

Фрагменты подгруппового и индивидуального закрепления данного упражнения (на групповом занятии его выполняли все дети)
   




03 октября 2022

Тема недели: Я - ЧЕЛОВЕК

 Образовательные и коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизация и обогащение словаря в том числе глагольного; 
2. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений "мой", "моя", "моё" в составе простого предложения;
3. Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук;
4. Практическое усвоение простого предложения, распространённого сказуемым;
5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного в единственном числе;
6. Согласование существительного с прилагательным в рое и числе;
7. Учить различать праву и леву сторону своего тела;
8. Развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики рук.

Для лучшего усвоения изученного материала, повторите дома:
Загадки с рифмующимися отгадками:
Оля весело бежит,
Скачет по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле…...НОЖКИ!
 
Оля слушает в лесу
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле…...УШКИ!
 
Оля ягодки берет
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле…...РУЧКИ!

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле…...ЗУБКИ!
 
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле…...ГЛАЗКИ!

Поиграйте в игру "Большие и маленькие": взрослый называет  части тела, а ребёнок образовывает название той же части тела в уменьшительно-ласкательной форме.
Например, у папы большие руки, а у сына\дочки маленькие ручки; у папы большая шея, а у ... маленькая шейка и т.д.
Вот как то делали мы ...

 Для развития грамматической стороны речи полено поиграть в игру "Жадина"(мой, моя, моё), "Один и два", "Один и много"

 Пальчиковая гимнастика с мячиком «Су-джок»:

Этот шарик не простой!
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу 
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 – шарик будет отдыхать!

26 сентября 2022

Тема недели : МИР ЖИВОТНЫХ

 Образовательные и коррекционно-развивающие задачи:

1. Уточнение характерных признаков внешнего вида животных, активизация соответствующей лексики;
2. Практическое употребление предлогов в составе простого предложения.
3. Использование в самостоятельной речи простого распространённого предложения;
4. Развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»:

Мы делили апельсин
Много нас, а он – один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда.
Разбегайтесь кто куда! 

20 сентября 2022

Тема недели КРАСКИ ОСЕНИ

 Образовательные и коррекционно-развивающие задачи: 

- Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
- Уточнение и расширение словаря по теме "Осень".
- Активизация речевой деятельности.
- Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
- Формирование длительного плавного выдоха.
- Развитие артикуляционной и общей моторики.

Для лучшего усвоения изученного материала, повторите дома:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "Разыгра":

Девочки и мальчики, 
Где же ваши пальчики? 
Пришли пальчики с утра 
В гости к тёте Разыгра.
На скамеечке сидели
И в окошечко глядели. 
Напилися чаю, чаю-разыграю. 
Солнышку ладошку
Погладили немножко.
Пальчики подняли, 
Лучиками стали!

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Ходит осень в нашем парке. 
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине, 
Фартук розовый - осине, 
Зонтик жёлтый  - тополям, 
Фрукты осень дарит нам.


19 сентября 2022

Добро пожаловать на страничку учителя-логопеда!

Что такое логопедическая группа

детского сада?

Уважаемые родители!


Начался новый учебный год для ваших детей в логопедической группе! 

Наверняка многие из вас задаются вопросом: "Что в этой группе особенного, чем она отличается от других?"

Логопедическая группа детского сада - это специализированная группа, в которую зачисляют детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) при нормальном слухе и сохранном интеллекте, на один, два, три года обучения (в зависимости от возраста), на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

К ТНР относят: 

1. Общее недоразвитие речи I-IV уровней речевого развития (ОНР I-IV ур.р.р.). 
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). 
3. Различные формы дизартрии
4. Моторная и сенсорная алалии. 
5. Заикание. 
6. Ринолалия. 
7. Афазия. 

Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речи, потому что страдают все системы языка: лексико-грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение, понимание речи.

Дизартрия – тяжелое речевое нарушение и неврологический диагноз. Это нарушение иннервации (обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата.

Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда (и других смежных специалистов). Некоторые родители понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Но иногда логопеду приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5-ти летних детей не подозревают о последствиях, считая, что у их ребенка все в порядке или само нормализуется к школе.

Наиболее распространёнными и заметными для родителей, несомненно, являются нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в пропусках, заменах звуков, их смешении или искажённом произношении. Также довольно распространены нарушения грамматического строя речи (неправильное употребление окончаний слов, пропуск и замена предлогов, нарушение согласования слов в роде и числе и т.д.), малый словарный запас с неточным значением многих слов, искажения слоговой структуры слов (мотолок, бебезяна) и слабо развитая связная речь.

Занятия в логопедической группе 

способствуют постепенному развитию 

всех компонентов речи:

• правильному произношению звуков и применению их в различных ситуациях;
• расширению и обогащению словарного запаса детей;
• выполнению звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов, необходимых для успешного обучения чтения и письму;

• развитию связной речи и обучению грамоте.

Штат группы: учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя.

 Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения.

В нашей группе фронтальные занятия проходят ежедневно с 9-00. Важно !!! приходить на занятие вовремя, а лучше заранее. Чтобы ребенок мог спокойно попрощаться с родителями, немного осмотреться и поиграть. Расписание занятий. 

 Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада. В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.

На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико - грамматические категории родного языка (образование множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов и многое другое) развивают связную речь (учатся правильно формулировать ответ на вопрос, строить предложением, пересказывают рассказы, придумывают свои рассказы сказки, составляют описательные рассказы). Развитие фонематического слуха подразумевает занятия, на которых дети учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки.

Для каждого ребенка будет заведена тетрадь взаимосвязи «Логопед - родитель», где учитель-логопед даёт родителям рекомендации по работе с детьми дома. Логопедическая группа дает качественную подготовку детям к школьному обучению.

Логопед – это педагог, который помогает детям (и взрослым) компенсировать различные нарушения речи. 

Залогом успеха коррекционной работы является комплексный подход:

медикаментозное лечение (по показаниям врача невролога, психиатра);

- чёткое выполнение рекомендаций логопеда;

регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

- выполнение методических рекомендаций (домашних заданий);

контроль за речью ребенка!

Дорогие родители, помните! 

Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием!

Поэтому:

·                старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;

·                поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;

·                не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;

·                тем не менее, заниматься следует систематически  - 2-3 раза в неделю;

·                дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент — все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, ускорит и улучшит результат!

 

27 мая 2022

Нескучные задания на лето

 

НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(для детей подготовительной к школе группе)

       Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

1.            Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2.            Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

1.            Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?)

2.     Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3.     Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4.     Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5.     Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6.     Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

7.     Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

8.     Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

1.     Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2.     Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

3.     Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4.     Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5.     Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия, которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

6.     Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7.     Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).

Научись выговаривать: помидоры, свисток, аквариум, лекарство, подснежник, аккумулятор, пятиэтажный, шестнадцатиэтажный, напоминали, сковорода, милиционер, перекрёсток, остановка, велосипедист, тракторист, мотоциклист.

Повтори предложения без ошибок: Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрёстке.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1.     Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял, где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть …)

2.     Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы): стол – столик, кукла – куколка, дом - …, яблоко,

3.     Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

4.     Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5.     Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - ….

6.     Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?).

7.     У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки.

8.     Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9.     Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10.  Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

Закончи предложения: Стол – мебель, а вилка - … Шуба – одежда, а сапоги - …. Комар – насекомое, а верблюд – … Белка – зверёк, а воробей - … Чашка – посуда, машина - …..

1.     Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.     Сочиняйте стихи, рифмы.

3.     Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.     Игра в слова:  «Назови все свои игрушки», «Придумай слова, которые обозначают транспорт», «Назови цвета», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.     Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

Составь предложения: Кире, мама, бублики, дала, булки, и.

Саша, санки, новые, несёт.

Мама, валенки, Вике, купила.

Кисель, пила, сладкий, Оля.

Коробки, нитки, в, иголки, и.

Яблоки, любит, Лена, кислые.

Вставь в предложение нужный предлог: Книга лежит ….. полке. Пёс сидит ….. будки. Мяч лежит … диваном. Кот залез … коробку. Мама достала продукты ….. сумки. Я иду …. магазин. Братишка выглядывает ………. двери.

1.     Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2.     Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3.     Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.     Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5.     Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6.     Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.

Придумай рассказ «Интересный случай летом».

Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу.

 

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!