12 декабря 2023

НЕ УЧИТЕ С ДЕТЬМИ АЛФАВИТ !!!

Что такое алфавит - это система знаков, которыми мы пользуемся для чтения или письма. И каждый знак - буква - передаёт звук, причём в разных ситуациях одна и та же буква передаёт разные звуки. Например, мы говорим "карова", а пишем "корова", мы говорим "расскас", а пишем "рассказ". И самое важное - мы не используем!  названия согласных букв "Бэ", "Вэ", "Ка" и так далее при чтении.

При чтении мы используем звуки, которые передаются той или иной буквой. А когда мы называем буквы в алфавитном порядке, мы уходим от звуковой модели произношения слов в русском языке.

Если сначала выучить алфавит, в его буквенном варианте "А, Бэ, Вэ, Гэ.....", а потом учиться читать, это всё равно, что ехать из Москвы во Владимир через Китай. Добавочные гласные, прилепившиеся к каждой согласной для певучести произнесения алфавита, будут очень мешать ребёнку воспринимать буквенную модель слова как звуковую. эСТэОэЛ гораздо сложнее превратить в знакомый всем предмет, чем СТОЛ.

      Консультация для родителей на тему: 

"ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

К таковым можно отнести: микросоциальную и педагогическую запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении.

Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Что это за понятие?

Фонематическим, восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

«Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение основных качественных характеристик звука.

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. 

Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. 

Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте. 

И наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи - категория воспитанников с особыми предпосылками к обучению грамоте.

Существует тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением чтения и письма. Поэтому подготовку к усвоению грамоты детьми с речевой патологией проводят при условии реализации специально разработанной методики.

В ходе подготовки к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи важно принимать к сведению основные особенности:

нарушение звукопроизношения;

недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и фонематического восприятия;

нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики.

Учитывая эти особенности, процесс подготовки к обучению грамоте детей с ТНР обязательно подразумевает наличие более детального ДОБУКВЕННОГО, чисто ЗВУКОВОГО периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза.

То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова и проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).

Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка:

- учиться слышать звуки

- различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие)

- сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие

- делить слова на слоги

- составлять слова из слогов, из звуков.

- позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова

После этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

В группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР после первоначально знакомства детей со звуками окружающего мира и звуком, как единицей речи, вычленения звука из общего потока, распознавания, кто или что издает его, необходимо учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове.

Затем вводится «гласный звук» и его обозначение красными фишками. Звуки певцы поют свои песни серьезно и с улыбкой. Закладывается основа для дальнейшего определения мягкости и твердости согласных.

Детей учат определять изначально первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Все эти упражнения проводятся в игровой форме. Пополняется словарный запас, расширяется познавательный интерес

Далее последовательно вводятся согласные звуки. При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения.

Вводится термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно.

Для детей старшего возраста можно называть согласные твердые звуки «сердитыми», согласные мягкие звуки «ласковыми». Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук».

Вводится термин «слог», и делается графическая запись слогового деления.

Дается представление о протяженности слов (короткие и длинные, детей знакомят с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков. Дети делят слова на части (кусочки, отстукивая, отхлопывая ритмико-слоговую структуру. Учатся определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, полоски бумаги, наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов.

С помощью такого дидактического материала дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и доступным.

Продолжается интонационное выделение заданных звуков в словах, подбираются слова на определенные звуки, вычленяется первый звук в слове, определять наличие или отсутствие звука, затем учат детей находить звук в конце и середине. Отрабатывается умение выделять звонкие и глухие звуки в словах, что помогает детям выполнять полный звуковой анализ слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска и замен букв при письме.

После того, как ребёнок научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.

!!! Но чтение не рождается автоматически на знании букв алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы:

1. Опознание буквы в ее связи со звуком;

2. Различение понятия звук и буква «Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем;

3. Слияние нескольких букв в слог;

4. Слияние нескольких слогов в слово;

5. Объединение нескольких слов в законченную фразу;

 

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.

2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).

3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

 

Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи требует от педагогов творческого подхода, умения так организовать, учебный процесс, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание научиться читать. В основе коррекционно-логопедического процесса по обучению грамоте детей лежит игра, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основное правило: работает взрослый, дети играют.