Что такое алфавит
- это система знаков, которыми мы пользуемся для чтения или письма. И каждый
знак - буква - передаёт звук, причём в разных
ситуациях одна и та же буква передаёт разные звуки. Например, мы говорим
"карова", а пишем "корова", мы говорим "расскас",
а пишем "рассказ". И самое важное - мы не используем! названия
согласных букв "Бэ", "Вэ", "Ка" и так далее при
чтении.
При чтении мы
используем звуки, которые передаются
той или иной буквой. А когда мы называем буквы в алфавитном порядке, мы уходим
от звуковой модели произношения слов в русском языке.
Если сначала выучить
алфавит, в его буквенном варианте "А, Бэ, Вэ, Гэ.....", а потом
учиться читать, это всё равно, что ехать из Москвы во Владимир через Китай.
Добавочные гласные, прилепившиеся к каждой согласной для певучести произнесения
алфавита, будут очень мешать ребёнку воспринимать буквенную модель слова как
звуковую. эСТэОэЛ гораздо сложнее превратить в знакомый всем предмет, чем СТОЛ.
Консультация для родителей на тему:
"ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Большинство родителей
полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он станет грамотно читать и
писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных
затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?
К таковым можно
отнести: микросоциальную и педагогическую запущенность ребёнка, отсутствие
желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание
или память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно
писать, ребёнку необходимо представлять,
что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове
расположены в определенной последовательности.
Навык
чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в
слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина,
«чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной)
модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только
тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил
письменную речь (чтение и письмо) быстро,
легко, а также избежал многих ошибок, следует
обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой
анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии. Что это за понятие?
Фонематическим, восприятием
или фонематическим слухом принято называть способность
воспринимать и различать звуки речи (фонемы), «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ
звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
«Под звуковым анализом
понимается:
1) определение порядка
слогов и звуков в слове,
2) установление
различительной роли звука,
3) выделение основных качественных
характеристик звука.
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует.
Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте.
И наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Дети
с тяжелыми нарушениями речи - категория воспитанников с
особыми предпосылками к обучению грамоте.
Существует тесная связь
между проявлениями нарушения устной речи
и нарушением чтения и письма.
Поэтому подготовку к усвоению грамоты детьми с речевой патологией проводят при
условии реализации специально разработанной методики.
В ходе подготовки к обучению грамоте детей с
тяжёлыми нарушениями речи важно принимать к сведению основные особенности:
– нарушение звукопроизношения;
– недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и
фонематического восприятия;
– нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных
представлений, мелкой моторики.
Учитывая эти
особенности, процесс подготовки к обучению грамоте детей с ТНР обязательно
подразумевает наличие более детального
ДОБУКВЕННОГО, чисто ЗВУКОВОГО периода обучения, который будет проходить ряд
этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового
анализа и синтеза.
То есть, прежде чем
начать читать, ребенок должен научиться слышать,
из
каких звуков состоят слова и проводить звуковой анализ слов
(называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
Дети должны постичь
определенную систему закономерностей родного языка:
- учиться слышать звуки
-
различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие)
- сравнивать слова по звучанию, находить
сходство и различие
- делить слова на слоги
- составлять слова из слогов, из звуков.
- позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова
После этого знакомиться
с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом
чтения.
В группах
компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР после первоначально
знакомства детей со звуками окружающего мира и звуком, как единицей речи,
вычленения звука из общего потока, распознавания, кто или что издает его,
необходимо учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что
подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове.
Затем вводится «гласный звук»
и его обозначение красными фишками. Звуки певцы поют свои песни серьезно и с
улыбкой. Закладывается основа для дальнейшего определения мягкости и твердости
согласных.
Детей учат определять
изначально первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Все эти
упражнения проводятся в игровой форме. Пополняется словарный запас, расширяется
познавательный интерес
Далее последовательно
вводятся согласные звуки. При условии, что дети произносят те из них, которые
предлагаются для выделения.
Вводится термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными
фишками (сигналами) соответственно.
Для детей старшего
возраста можно называть согласные твердые звуки «сердитыми», согласные мягкие
звуки «ласковыми». Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный
твердый звук» и «согласный мягкий звук».
Вводится термин «слог», и делается графическая запись
слогового деления.
Дается представление о
протяженности слов (короткие и длинные, детей знакомят с делением слов на слоги
на основе выделения гласных звуков. Дети делят слова на части (кусочки,
отстукивая, отхлопывая ритмико-слоговую структуру. Учатся определять
протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). В
качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки,
полоски бумаги, наглядно изображающие отдельные части слов, что является
прообразом графической записи слов.
С помощью такого
дидактического материала дети могут строить условно-символические модели
различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и доступным.
Продолжается
интонационное выделение заданных звуков в словах, подбираются слова на
определенные звуки, вычленяется первый звук в слове, определять наличие или
отсутствие звука, затем учат детей находить звук в конце и середине.
Отрабатывается умение выделять звонкие и глухие звуки в словах, что помогает
детям выполнять полный звуковой анализ слов. А это уже первая ступень обучения
грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска и замен букв при письме.
После того, как ребёнок
научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.
!!! Но чтение
не рождается автоматически на знании букв алфавита.
Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и
принципы:
1. Опознание буквы в ее
связи со звуком;
2. Различение понятия
звук и буква «Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем;
3. Слияние нескольких
букв в слог;
4. Слияние нескольких
слогов в слово;
5. Объединение нескольких
слов в законченную фразу;
Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:
1. Продолжать развитие
звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового
анализа и синтеза.
2. Знакомить детей со
знаковой системой языка (буквами).
3. Вести подготовку
руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п.
добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных
элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в
полном объеме – только в школе).
Своеобразие
психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи требует от педагогов
творческого подхода, умения так организовать, учебный процесс, чтобы
заинтересовать детей, вызвать желание научиться читать. В основе коррекционно-логопедического
процесса по обучению грамоте детей лежит игра, так как это ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте. Основное правило: работает взрослый, дети
играют.